Астрофорум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Астрофорум » Книги, статьи, фильмы, софт » «Заменить двигатель на летающей ракете непросто»


«Заменить двигатель на летающей ракете непросто»

Сообщений 1 страница 10 из 11

1

Исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин — о двигателях для потерпевшей аварию ракеты-носителя Antares, недобросовестной конкуренции и перспективах программы «Воздушный старт»
http://izvestiacontent.ru/media/3/news/2014/10/578748/4645656.JPG
29 октября при запуске с космодрома NASA взорвалась ракета-носитель Antares с американским кораблем Cygnus, который должен был доставить на МКС более 2 т груза. Ожидается, что причина аварии может быть обнародована на официальной встрече глав космических агентств 4 ноября. Некоторые эксперты считают, что речь идет о сбое модернизированных американской стороной советских ракетных двигателей, установленных на Antares. Николай Якушин, исполнительный директор ОАО «Кузнецов» (эта компания разработала базовую версию двигателя и консультировала американских специалистов в рамках данного проекта), рассказал «Известиям» о поставках российских ракетных двигателей США, успешном запуске российского «Союза-2.1а» и о том, кому навредит «неэтичная» конкуренция.

— Николай Иванович, что, по-вашему, могло послужить причиной аварии ракеты-носителя Antares?

— Торопиться с выводами относительно ситуации я бы не стал. Не исключается зависимость функционирования двигателей от внешних систем ракеты-носителя.

— Как развивалось сотрудничество ОАО «Кузнецов» с американской стороной в последние годы?

— Еще с 1990-х годов мы взаимодействуем с американской компанией Aerojet Rocketdyne. За это время были и взлеты, и снижение активности в сотрудничестве, но совместными усилиями мы обеспечили запуск Antares с нашим двигателем НК-33 в 2013 году. Antares — это дань коллективам, создавшим двигатель НК-33 и обеспечившим его адаптацию к американскому Antares и российскому «Союзу». С американской стороной мы подписали опционный контракт на поставку до 50 двигателей нового производства, но в силу ряда обстоятельств, в том числе желания американцев получить современные российские двигатели на базе РД-191, вопрос подписания договора подвис в воздухе.

— То есть контракт реализован не будет?

— В рамках этого контракта планировалось значительно усилить участие наших специалистов в проекте. В том числе и в части технического сопровождения. В конце 2013 года американская компания Orbital решила организовать тендер, и в конкурсе столкнулись две российские фирмы: ОАО «Кузнецов» и ОАО «НПО «Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Говорить об этичности и неэтичности появления «Энергомаша» в поле интересов «Кузнецова», когда «Кузнецов» уже провел три пуска на Antares, не приходится... Но факт остается фактом, конкуренция состоялась.

Может получиться так, что ни одна из российских фирм не останется на американском рынке со своими двигателями. По сути, «Энергомаш» может навредить сам себе. В конкурсе участвует ряд других фирм, а американская сторона за это время начала рассматривать возможность использования собственных двигателей. Потому пока использование двигателей производства «Энергомаша» не подтверждается. Наш двигатель прошел первые пуски и продолжает использоваться. Мы смотрим с оптимизмом, потому что на летающей ракете заменить двигатель — достаточно хлопотное дело, требующее финансовых ресурсов.

Недобросовестная конкуренция иногда приводит к плачевным результатам. Мы надеялись, находясь не в самом лучшем финансовом состоянии, получить в рамках данного контракта более $500 млн. Кроме того, это была бы хорошая загрузка для нашего предприятия.  Ситуация развивается не самым лучшим образом, но мы надежды не теряем и видим перспективы сотрудничества с зарубежными партнерами. Конкурс уже практически состоялся, итоги пока не озвучены. Хотя нас — двигателестроительную корпорацию Aerojet и ОАО «Кузнецов» — по предварительной информации, в проекте уже не рассматривают.

— В связи с этим какие перспективы вы видите для себя на американском рынке?

— Наши контакты с американской стороной остаются в силе, работаем над заключением контрактов меньшего содержания. Мы прорабатываем подписание контракта на поставку 6–8 двигателей, осуществляем консультативную поддержку американских специалистов, проводим работу, связанную с возможностью усовершенствования двигателей, купленных американской стороной в 1990-е годы. Это касается замены и ремонта отдельных элементов, так как прошло уже более 30 лет с момента их изготовления.

Контакты, работа и встречи у нас продолжаются. Работа прежде всего. Интерес к нашим двигателям сохранился. Aerojet Rocketdyne достаточно оптимистично смотрит на последующее использование наших двигателей в американских программах. Мы продолжаем работы в интересах как американских программ, так и отечественного проекта «Союз-2.1В».

— 29 октября, в день аварии, состоялся еще один запуск. С Байконура на МКС отправилась ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовым космическим кораблем «Прогресс М-25М». Как прошел пуск?

— Он прошел успешно. Весь объем работ, связанный с запуском двигателей, был проведен в соответствии с инструкцией. Это был «традиционный» запуск — на МКС мы отправляем порядка 5–6 «Прогрессов» в год. В составе грузов — расходные материалы, связанные с обеспечением трудовой деятельности и жизни космонавтов.

— «Союз-2.1а» оснащен двигательными установками РД-107А, РД-108А — в чем их уникальность?

— РД-107 и РД-108 в различных модификациях изготавливаются на нашем предприятии с 1958 года. Они использовались в ракетах-носителях «Восток» и применяются на «Союзе».  Это первые двигатели Советского Союза, положенные в основу пилотируемой космонавтики как нашего государства, так и зарубежных стран. Эта разработка имеет высокий показатель надежности.

— Стоит ли в планах модернизация этих двигателей?

— Рассматривается возможная модернизация системы запуска. Речь идет о совершенствовании процессов зажигания компонентов топлива. Возможно использование либо химического зажигания, либо лазерного. Сейчас проводятся испытания. Время покажет. Эти двигатели характеризуются достаточно высоким уровнем надежности — иногда лучше ничего не трогать.

— А как развиваются отношения с европейскими партнерами в нынешней политической ситуации?

— У нас было несколько контактов со швейцарской компанией S3 (Swiss Space Systems. — «Известия»). Первая официальная встреча состоялась на Олимпиаде в Сочи, после был визит их делегации к нам, в Самару. Речь идет о поставках маршевого двигателя НК-39 в многоразовом исполнении для европейского мини-шаттла разработки этой компании. Был подписан меморандум о проработке различных вариантов. Программа предусматривает запуск как грузовых кораблей, так в перспективе и пилотируемых. На данном этапе каких-либо ограничений ни с одной стороны не звучало.

— А как обстоят дела с программой «Воздушный старт» — с ракетой-носителем, стартующей с борта транспортного самолета?

— Это очень интересный проект, он входил в Федеральную космическую программу России [2006–2015 годов]. Сделали эскизный проект, дошли до испытаний, отработки отдельных элементов ракет-носителей. Для первой ступени были выбраны двигатели НК-43, они есть в запасе ОАО «Кузнецов».

По нашим оценкам, проект занял бы не более 5 лет. Однако вопрос финансирования не был решен, всё осталось на этапе опытно-конструкторских работ и исследований.

Предлагалась и реализация «Воздушного старта» в рамках международной кооперации, в том числе с Германией и Индонезией. Были различные предложения. Аналогичные проекты у других стран, в том числе у США, связаны с носителями легкого класса. В российском проекте речь идет о создании более тяжелой ракеты, близкой к среднему классу. Тем не менее время еще позволяет вернуться к этой теме.

0

2

Как Юпитер спасает Землю от астероидов:
http://ic.pics.livejournal.com/alexey47/23384793/2038626/2038626_original.gif
(я понял так: если бы не Юпитер, то вся эта красно–зеленая "крупа" полетела бы нам на голову)
А ещё на всякий случай у нас Луна есть:
http://ic.pics.livejournal.com/alexey47/23384793/2038990/2038990_original.gif
Вообще-то, J002E3 — обозначение, данное предположительному астероиду, обнаруженному астрономом–любителем Уильямом Ёном 3 сентября 2002 года. Дальнейшие исследования показали, что объект не является каменным астероидом, а представляет собой третью ступень (S–IVB) ракеты Сатурн–5 экспедиции Аполлон–12.

Конкретно, конечно, эта железяка не представляет для Земли угрозы, но на её  примере   можно судить о многих каменных глыбах, которые отталкивает Луна подальше от нашей планеты.

(Объект J002E3 покинул земную орбиту в июне 2003 года, в дальнейшем он может вернуться приблизительно в 2032 год

0

3

Хорошо иметь небесных защитников.
Юпитер довольно таки внушительную группу разных астероидов успешно стабилизирует. Не факт конечно, что вся эта братия нам на голову без присмотра Юпитера посыплется, но порядка в СС точно меньше будет.

0

4

dilettant написал(а):

Хорошо иметь небесных защитников.

Эти картинки я сюда тиснул как пример- как тонко и продуманно всё  устроенно! Измени параметры или поменяй что либо местами и всё рухнет как карточный домик. Есть мнение что без Луны и Юпитера жизни на земле бы не существовала

0

5

Посмотрел на днях несколько фильмов (категория С), как раз с Луной связано, в одном фильме в Луну осколок коричнегого карлика врезается, вот там даььше чудеса начинаются, вроде по жанру фильм-катастрофа, а смотришь как комедию. Практически все подобные фильмы приходится смотреть при помощи перемотки несущественных моментов (всякие мелодраматические вставки и тому подобная дребедень, убивающая динамику фильма), но возникает закономерный вопрос: Чему в ихних школах детей учат, если появляются такие фильмы? Ведь в аннотации указывается жанр "фантастика", а не "фэнтези", тоесть сказка, что сценаристы всерьёз поллагают такое развитие событий? Ну ладно посмеялись над полетом на огнетушителе в "Гравитации", что впринципе возможно, но ведь показывают такую откровенную бредятину и пипл хавает! Честно говоря, я бы со стыда сгорел на месте школьных учителей авторов подобных фильмов, хотя чему удивляться,  ведь если то что пишут об их системе образования правда только на половину это уже катастрофа; но наши всеравно упорно рвуться туда учиться.
Видать "продукт" тамошней системы образования и переделывал движки под свою ракету, а недобросовестная конкуренция только усугубила ситуацию.
Читал опус одного профессора, успевшего поработать преподавателем в разных универах разных стран и континентов, так он пишет, что зачастую у "них" под тот или иной проект создается команда из очень сильных спецов в своих областях, но если не будет талантливого координатора, который сможет поставить задачи каждому спецу, увязав требования с конечным результатом, ничерта эти спецы сами ничего не смогут сделать, поскольку ни капли не разбираются в проблемах смежников. Тобишь один сконструирует корпус ракеты, другой топливные баки, третий авионику и так далее, а конечного изделия может и не получиться, ибо скрестить ежа с ужом не получится.

0

6

dilettant написал(а):

Чему в ихних школах детей учат, если появляются такие фильмы?

Чему? Да примерно тому же что и наших сейчас. Просто основной состав тамошних - индивидуумы типа нашей Лены (таких учить- только портить) А их "Научные" фильмы иначе как  "комедь" и воспринимать сложно в большинстве случаев.  (Примерно как наше РЕН- ТВ ). Такого нагородят что диву даёшься. Но ежели и вещают что либо толковое так там % 90 воды и по сотне раз повторение одного и того же- прям шоу телепузиков. А уж художественные голливудские за редким исключением пустая потеря времени в силу крайней примитивности сюжета и обилию глупейших ляпов. Вот смотрел я научно популярный фильм в котором пытались предположить что будет если люди внезапно исчезнут с Земли так сложилось представление что окромя США  на земле и людей то больше нигде не живёт (хотя фильм претендовал на глобальность "всея земли") про Европу несколько упоминаний, один раз вскользь о России ( и то из за Чернобыля), а об Азии и Африке вообще ничего.

Отредактировано Дмитрий (2014-11-07 13:54:06)

0

7

По мнению создателей того фильма в Африке с исчезновением людей ничего не изменится, да и в Азии видать полтгают, что с людьми, что без одинаково.

0

8

dilettant написал(а):

По мнению создателей того фильма в Африке с исчезновением людей ничего не изменится, да и в Азии видать полтгают, что с людьми, что без одинаково.

Судя по высказываниям ихнего президента у них просто с географией не ахти. Банально не знают что окромя Америки ещё континенты имеются (ограниченный кругозор помноженный на синдром "пупа земли")

0

9

написал поржал удалил / растроился у нас-то ведь не лучше
Путин смотрю уже и и сториков и географоф пинает поднимайтесь/проснитесь господи кто ему поможетт!! ну не может один человек все взять на себя

0

10

Даёшь культурную опричнину! Я в первых рядах запишусь, чтобы каленым железом выжечь нежелание видеть дальше собственного носа.
Вспомнил детский стишок на тему географии:
"Мне задали такой вопрос:
Где расположен Канин нос?
А я не знал который Канин
И показал на свой  - Иванин."
Грустно, что шуточный стишок стал реальностью.

Отредактировано dilettant (2014-11-11 03:56:59)

0


Вы здесь » Астрофорум » Книги, статьи, фильмы, софт » «Заменить двигатель на летающей ракете непросто»